Основы композиции или как выбрать интересный ракурс

 

Покупая фотоаппарат, большинство людей надеется получать хорошие кадры сразу же после нажатия кнопки. «Чем дороже, тем лучше» думают они. Истина в этих словах есть, но не стоит полагаться только на цену и популярность модели фотоаппарата. И на «мыльницу» умудряются снять шедевр, который и не снился владельцу дорогой зеркалки. Значит, дело не только в том, на что снимают, но и как это делают.

Недостаточно просто навести и снять, нужно еще и правильно скомпоновать объекты на снимке. В этом и состоит суть композиции. Фотоаппарат «видит» двухмерный мир, в то время как человеческий глаз видит объёмные предметы. Чтобы в итоге получались хорошие снимки, важно научиться видеть так, как «видит» фотоаппарат. Тем более в современных цифровых моделях вы сразу можете просмотреть отснятый кадр и, если что-то не нравится, переснять его.

Не полагайтесь на удачу «авось повезет» и после нажатия кнопки объекты чудом скомпонуются сами по себе. Такой случай бывает раз на миллион, готовы ли вы ждать так долго?
Вначале придется учиться создавать композицию на фотографии, пока этот процесс не станет автоматическим, и вы сможете создавать ее практически с закрытыми глазами.

А пока несколько советов:

1. «Золотое сечение» (или правило третей). Наверняка вы уже слышали или видели этот термин в книгах. Но понимание его определения — деление отрезка АС на две части таким образом, чтобы большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ:ВС=АС:АВ) — далось не каждому и тем более не всегда понятно, как использовать «золотое сечение» в фотографии. На самом деле способов построения гармоничных композиций на основе этого правила несколько. Рассмотрим один из них. Мысленно делим кадр на три равные части по ширине и высоте, создаем «воображаемую сетку». Объект при этом нужно расположить либо вдоль линий, которыми мы поделили кадр, либо в точках их пересечения.

2. Еще одним проявлением «золотого сечения»; является расположение объектов вдоль пересекающихся (диагональных) линий. Таким образом мы заставляем двигаться глаз в определенном направлении. Так сложилось, что человек рассматривает изображение с верхнего левого угла, который считается лучшей стартовой точкой. Но располагать объекты только в этом углу не стоит, ведь расположить линии можно и по-другому.

3. Не пытайтесь одновременно поместить в кадр несколько ярких объектов, так как они будут отвлекать внимание друг от друга, и догадаться, с какой целью делалась фотография, будет крайне сложно. Главное простота композиции.

4. Выделить объект можно с помощью использования открытой диафрагмы, то есть настроить малую глубину резкости. Таким образом, главный объект станет четким и будет выделяться на фоне размытых второстепенных.

5. Типичной ошибкой является чрезмерное увлечение объектом съемки, когда совершенно забываем, где же мы снимаем. В таких случаях у людей на фотографиях из разных частей тела начинают «расти» ветки деревьев, фонари. Визуально различные предметы «разрезают» туловище на части (например, если фоном служат ступеньки, перила, провода). Перед тем как нажать кнопку, убедитесь, не делаете ли вы подобную ошибку.

А вот пользоваться «естественными» рамками можно и нужно. Такие рамки созданы самой природой (съемка из пещеры, обрамление кроной деревьев) или же дело рук человека (различные арки, архитектурные сооружения).

А вообще, фотография — дело творческое. Возможно на практике некоторые из этих рекомендаций станут полезными, но никто не запрещает снимать без всяких правил, «потому что так чувствую».

 

Copyright (c) Зауре Увалиева. При полном или частичном копировании гиперссылка на photo-studio.kz  обязательна!

  • Alipova Goulnar

    Спасибо за школу. Буду учиться. Гульнара.




Контакты | О нас | Друзья и партнеры | Политика конфиденциальности | Карта сайта

Зауре Увалиева © 2011. Использование материалов сайта без прямой ссылки на сайт - запрещено